
Автор фото: Аркадий Шаповалов/Пресс-служба ОАО «РЖД»

Борис Кощеев,
заместитель начальника
Московской железной дороги –
главный ревизор по безопасности
движения поездов
– Борис Александрович, по каким критериям оценивается уровень безопасности движения поездов на Московской дороге?
– Для каждой магистрали рассчитывается свой целевой показатель функциональной безопасности. В основе расчётов лежит количество допущенных случаев, связанных с нарушениями безопасности, отказами в работе технических средств, производственным и непроизводственным травматизмом и другие критерии.
Статистика в данных обстоятельствах – самый объективный судья. Уровень функциональной безопасности на МЖД в 2024 году составил 28,317 балла при плане 34,150. Улучшение к целевому значению – 17%.
В результате столичная магистраль заняла второе место в сетевом рейтинге, пропустив вперёд Западно-Сибирскую дорогу. В прошлом году на МЖД были допущены два серьёзных эпизода нарушения безопасности движения: на станции Волоколамск произошёл сход путевой машины, а также авария случилась на станции Брянск-Льговский при передислокации списанного электропоезда к месту разделки. Конечно, можно говорить о том, что обе ситуации возникли при выполнении вспомогательных процессов и не связаны с перевозкой грузов и пассажиров. Но факты остаются фактами.
– Какое развитие получила на магистрали стратегия обеспечения гарантированной безопасности и надёжности перевозок?
– В 2024 году начал действовать стандарт СТО РЖД 02.053-2024 «Система менеджмента безопасности движения ОАО «РЖД» Общие положения» (СМБД). Он устанавливает единые подходы к формированию СМБД, основные требования к её реализации, функционированию и улучшению.
– В чём суть документа и что нового привнесли в реализацию системы сотрудники ревизорского аппарата МЖД?
– В любой отрасли, хозяйстве, структурном подразделении все выполняемые операции определяют технологические процессы. Нарушение технологии влечёт за собой отказ технического средства или нарушение безопасности движения (событие). Соответственно, в первую очередь СМБД подразумевает пересмотр технологических карт, процессов на предмет внедрения в них своего рода барьеров, препятствующих возможному нарушению технологических операций и должностных обязанностей со стороны исполнителей. Проще говоря, берётся технологический процесс, досконально изучается, анализируется, определяются потенциальные риски, и далее в него вшиваются дополнительные требования или изменения, что обеспечивает минимизацию уровня риска в подразделении.
Мы дали свои комментарии к этому документу, обозначили критерии оценки состояния безопасности движения по 11 видам элементов СМБД. С 2022-го мы регулярно вносим в систему необходимые корректировки и, как результат, получаем объективную оценку за определённый период деятельности. Так, по итогам прошлого года лучшие показатели на Московской дороге, характеризующие состояние безопасности, имеют Московская дирекция скоростного сообщения и Московская дирекция по управлению терминально-складским комплексом.
– Если сравнивать положение дел в разных хозяйствах, какие из них вызывают у вас тревогу в плане надёжности?
– Наибольшее количество отступлений от требований безопасности приходится на хозяйство пути. Но это не значит, что оно самое запущенное. Просто это хозяйство – самое объёмное по количеству объектов, протяжённости, трудозатратам. Обеспечивать текущее содержание пути, который испытывает нагрузку от проходящих поездов (в том числе высокоскоростных, повышенной массы и длины), находится под открытым небом и подвержен природным воздействиям, – не то же самое, что содержать, например, линии связи.
Есть у нас замечания и к обеспечению надёжности работы Московской дирекции моторвагонного подвижного состава. У моторвагонников свой круг проблем, в частности изношенность подвижного состава.
Не первый год при проведении проверок мы используем рискориентированный подход. Для этого ранжируем процессы по уровню риска. Есть показатели работы диагностических комплексов, результаты различных осмотров, автоматизированная система учёта данных, которая помогает ревизорам планировать работу. Если правильно и грамотно проанализировать ситуацию по определённой службе, то можно запланировать проверку именно в том месте, где по превентивным показаниям дела обстоят не лучшим образом.
– Борис Александрович, как бы вы сформулировали, что остаётся главным для ревизорского аппарата Московской дороги?
– Безопасность, как и качество, – отличительные свойства любого процесса. Они взаимосвязаны. Безопасность вшита в технологические операции, правильные приёмы труда, квалификацию и компетенции персонала, гарантоспособность, обеспеченность ресурсами. Как человеческими, так и материальными. Сегодня для содержания инфраструктуры, подвижного состава крайне важно, чтобы в режиме сокращения ресурсов руководитель мог грамотно их распределить. А нынешняя задача ревизорского аппарата, как и в прежние годы, разобраться, где «что и сколько», а где плохие компетенции. Первостепенная задача быть помощниками у структурных подразделений дороги, с тем чтобы сопровождать их профилактическую работу, направленную на безопасность движения.