Автор фото: Максим Каширин/Пресс-служба ОАО «РЖД»
О решении было сообщено в ходе совещания подкомиссии по повышению устойчивости финансового сектора экономики и отдельных её отраслей, которое прошло под председательством вице-премьера Александра Новака. Зампред правительства также поручил Минэнерго и Минтрансу провести совещания с представителями портов и ОАО «РЖД» для проработки оптимальной тарифной политики по вывозу угля.
В прошлом году соглашения о вывозе угля были заключены с шестью регионами. Кроме Кузбасса ими стали республики Якутия, Бурятия, Хакасия, Тыва, а также Иркутская область. Всего ОАО «РЖД» обязалось вывезти из этих регионов в направлении Дальнего Востока 99,35 млн тонн угля с разбивкой по кварталам. По состоянию на октябрь все эти обязательства были выполнены с профицитом.
По мнению руководителя направления консалтинга NEFT Research Александра Котова, потери объёмов гарантированного вывоза угля по железной дороге в восточном направлении будут для отрасли крайне ощутимыми.
По расчётам аналитика, если квоты на вывоз сохранятся только для Кузбасса, доля приоритетных угольных грузов на Восточном полигоне сократится до 30% в текущем году (в 2024-м этот показатель составил 57%).
Для РЖД фиксация квот на уголь только для Кузбасса формирует возможность повышения доходности за счёт перевозок грузов второго и третьего тарифного класса, рассуждает президент Национального исследовательского центра перевозок и инфраструктуры Павел Иванкин. Правда, в условиях санкционного давления и сложной экономической конъюнктуры возможности металлургов и нефтяников сильно ограничены, и если более дорогие грузы не поедут, то, согласно ПНД, поедет уголь. При условии, что позволит конъюнктура угольного рынка. «В наступившем году лоббисты различных грузов продолжат свою работу, и не исключено, что появятся новые приоритетные грузы и направления», – отмечает Павел Иванкин.
Несмотря на явный прогресс в попытках решения «застойного» угольного кейса, ограничение обязательных квот на вывоз угля в восточном направлении на 2025 год объёмами Кузбасса – это скорее репутационная мера, которая обозначает общий настрой российского правительства, а не признак системного изменения промышленной политики страны, полагает основатель проекта N.Trans Lab Мария Никитина. Она напоминает, что базовой идеей было сократить вывоз по железной дороге угля из Кузбасса, перераспределив квоту в сторону Восточного полигона среди всех грузов региона. Но по факту квота утверждена именно на уголь.
Также, по мнению Марии Никитиной, не стоит расценивать решение о фиксации объёмов вывоза только для Кузбасса как окончательное. Маржинальность сегодняшних шахт обеспечивается именно экспортными контрактами. Если у предприятия их не будет, оно будет вынуждено наращивать цены для внутренних потребителей. Это, с одной стороны, повлечёт ухудшение экономики регионов за счёт роста цен на электроэнергию. А с другой – сделает Кузбасс более конкурентоспособным поставщиком и для внутреннего российского рынка. Это породит удлинение плеч перевозок угля внутри страны и, опять-таки, непроизводительную загрузку инфраструктуры.
«Можно предположить, что решение принято исходя из логики поддержки социальной стабильности и поддержания доходов наиболее зависимого регионального бюджета. Но даже такая логика будет постепенно подтягивать запросы на квоты от других регионов», – говорит Мария Никитина.