
Автор фото: 123RF/Legion-Media
КАК РОБОТЫ ПРОНИКЛИ В РЖД
Технология RPA (Robotic Process Automation) – это автоматизация бизнес-процессов. Робот имитирует действия сотрудника в конкретных информационных системах – ускоряет и упрощает проведение операций. Он делает это в 3–5 раз быстрее человека, без ошибок, а также без перерывов, сна и выходных. С помощью RPA автоматизируют повторяемые, чёткие и однотипные операции, существенно повышая производительность труда.
Отправной точкой для роботизации РЖД стал 2018 год. Тогда на Горьковской железной дороге начали тестировать RPA-платформу ROBIN, с помощью которой можно разработать «цифровых помощников» без программирования под самые разные задачи. Было создано четыре робота: три – для Центра управления содержанием инфраструктуры, один – для Дирекции управления движением. Решения быстро подтвердили свою эффективность, экономя время сотрудников.
На сегодняшний день в компании функционирует уже свыше 2 тыс. программных роботов. Они взяли на себя самые разные операции – от администрирования учётных записей пользователей до ввода нормативно-справочной документации и формирования отчётности.
РЕШЕНИЯ ДЛЯ БИЗНЕСА
РЖД не ограничились реализацией масштабного проекта по автоматизации процессов внутри компании, а пошли дальше и создали облачную фабрику программных роботов (ОФР) – коммерческую платформу, доступную внешним заказчикам. ОФР была разработана совместно с компанией «Робин», при поддержке фонда «Сколково». Среди основных клиентов фабрики: АО «Федеральная пассажирская компания», АО «Желдоручёт», АО «Федеральная грузовая компания» и АО «РЖД Логистика».
Координатором создания ОФР, а также продуктовой концепции выступило ООО «РЖД-Технологии» (проектный офис цифровой трансформации холдинга «РЖД»). Оператором технологической инфраструктуры облачной фабрики является ООО «РЖД-ТехСервис».
«ОФР стала первым в стране маркетплейсом программных роботов, где пользователи могут приобрести как готовые решения, так и разработанные индивидуально под конкретные задачи, – уточняет коммерческий директор ООО «РЖД-Технологии» Павел Дыкун. – Также в рамках платформы можно опубликовать на продажу собственное решение по роботизации рутинных операций».
Ключевые преимущества
На начальном этапе реализации ОФР в 2023 году было создано восемь роботов для компаний «РЖД – Цифровые пассажирские решения» (ранее – «Инновационная мобильность»), «РЖД-ТехСервис», а также Центральной клинической больницы «РЖД-Медицина». Решения позволили автоматизировать бизнес-процессы, связанные с регистрацией входящей и исходящей корреспонденции, заполнением форм документов, обработкой заявок и звонков, больших объёмов информации. Как результат – время выполнения операций сократилось на 33,5%.
Сейчас на платформе представлены решения для более широкого круга задач. Например, есть программные роботы для выгрузки из 1С уведомлений об отпусках, автоустановки программного обеспечения или обработки сайта госзакупок. Автоматизировать можно почти любую рутинную операцию, и для этого заказчикам даже не требуется наращивать свои ИТ-ресурсы. ОФР позволяет запускать роботов как локально – на компьютере, так и в облачной инфраструктуре. РЖД выделяют под каждого клиента платформы серверные мощности для администрирования процессов.
«Программные роботы значительно дешевле и быстрее в разработке и внедрении, чем полноценные ИТ-системы, – отмечает руководитель RPA-направления «РЖД-ТехСервис» Сергей Чуднивец. – Кроме того, они работают в закрытой сети, где все вопросы безопасности уже решены».
СОЦИАЛЬНЫЙ ЭФФЕКТ
Автоматизация процессов позволяет освободить сотрудников от рутинных операций. Однако с этим же связаны и большие опасения самих работников, которые думают, что роботы их могут заменить. «Рутина – одна из основных причин выгорания сотрудников. Когда мы от неё избавляемся, работа становится объективно интереснее, – считает начальник Центра цифровой трансформации АО «ФПК» Николай Пирушкин. – Взять, например, экономиста или финансиста. Подготовка стандартных отчётов – это не самая эффективная часть работы. Эти специалисты должны приносить выгоду компании, находя новые решения, возможности, а не заниматься операциями из разряда «копировать-вставить».
Как показывает практика, роботизация действительно меняет характер труда, но не ликвидирует рабочие места. Сотрудники начинают заниматься более «человеческой» деятельностью – решать творческие и аналитические задачи, искать нестандартные решения.
Таким образом, ОФР не просто открывает доступ к новым технологиям для отечественных компаний, способствуя цифровизации всей российской экономики, но и совершает культурную трансформацию. Люди начинают переучиваться, повышают свою ценность как специалистов и уже в тандеме с роботами раскрывают собственный потенциал.