
Автор фото: Ольга Соловьева
КРАСОТА В ОКНЕ ПОЕЗДА
– Ольга, с чего началось ваше исследование архитектуры ярославского направления МЖД?
– Я житель подмосковного Пушкино. Для нашего города и округа железная дорога крайне важна: она обеспечивает прямое транспортное сообщение с Москвой. Само появление магистрали во второй половине ХIХ века оказало мощное влияние на развитие территории. Как краевед, я в определённый момент отметила, что многие вопросы и темы связаны с историей этой железнодорожной ветки. Так, например, в число учредителей общества Московско-Ярославской железной дороги входил Иван Фёдорович Мамонтов, а мой родной микрорайон Мамонтовка и соседняя с Пушкино станция Мамонтовская названы в честь этой семьи. Пожалуй, именно с исследования по теме Мамонтовых сформировался мой интерес к этому направлению.
Родина моего папы – город Нея – находится в Костромской области, и путь туда тоже начинается с Ярославского вокзала. Этот маршрут через Данилов, Буй, Галич я помню ещё с детства: ночной поезд Москва – Шарья, чай в стаканах с подстаканниками, крахмально-белые шторки с синей полосой и надписью «Ветлуга» (так называется один из притоков Волги). Очень интересно наблюдать из окна поезда вокзалы и маленькие полустанки, особенно если вблизи полотна сохраняются старинные здания и сооружения.
Думаю, увидев что-то необычное, запоминающееся, человек непременно захочет вернуться, чтобы осмотреть понравившийся объект уже более детально, изучить его историю. Так, например, на станции Нея сохранилась водонапорная башня, она видна из окон поезда. Поскольку я останавливаюсь в этом городе на несколько дней, у меня есть возможность рассмотреть башню досконально. Любознательный человек всегда перекинет мостик от чисто визуального интереса к вопросам местной истории, а затем и к всеобщей. Архитектура железных дорог этому способствует.
– Линия протяжённостью 111,4 км связывает Ярославский вокзал столицы и город Александров Владимирской области. Как шло её строительство?
– Московско-Ярославская железная дорога строилась силами исключительно русских рабочих и инженеров, на деньги русских купцов, без участия иностранного капитала.
К строительству приступили 14 мая 1860 года. Дорога от Москвы до Сергиева Посада была торжественно открыта 18 августа 1862 года. Сначала на линии существовало шесть станций: две конечные, а также Мытищи, Пушкино, Талицы и Хотьково.
Эти сведения давно введены в научный оборот, мне же удалось установить, когда и каким образом появились три промежуточные платформы: Мамонтовская, Зеленоградская и Калистово.
Выяснилось, что вскоре после начала эксплуатации железной дороги обеспеченные владельцы имений, располагавшихся поблизости, изъявили желание обладать частными платформами: они хотели, чтобы поезд останавливался буквально возле их дома. Так и вышло: к 1864 году открылись три частные платформы. Правда, привычные нам названия этих станций появились значительно позже, а в тот момент платформы именовались просто: на 26-й, 38-й и 48-й версте.
ЗА ТЫСЯЧУ ВЁРСТ
– Как правило, ансамбль железной дороги создавался в едином стиле. Что можно сказать о ярославском направлении?
– Первоначально станционные здания и сооружения были единообразны и достаточно лаконичны. Наиболее заметные изменения в архитектуре произошли ближе к концу ХIХ века. После смерти своего отца Савва Мамонтов занял пост директора общества Московско-Ярославской железной дороги.
Именно он проложил важнейшие железнодорожные пути дальше на север: Сергиев Посад – Ярославль (1870), Ярославль – Вологда (1872), Ярославль – Кострома (1887), Ярославль – Рыбинск (1898). В этом же году было открыто регулярное движение до Архангельска по узкоколейке. В 1915-м участок магистрали Вологда – Архангельск сделали ширококолейным.
Вдоль всей железной дороги Москва – Ярославль – Архангельск протяжённостью 1 тыс. вёрст появились станционные постройки «швейцарского стиля», адаптированного к традициям русского деревянного зодчества. К проектированию станций и вокзалов Савва Иванович привлёк видных отечественных архитекторов, в их числе был и Лев Кекушев. Поскольку дорога строилась заново, в лесу, был создан уникальный единый ансамбль протяжённостью 600 км, формировавший абсолютно новый образ Севера, новой русской Норвегии, как мечтал Савва Мамонтов.
По проекту Льва Кекушева и стараниями Мамонтова в 1895–1896 годах был построен вокзал в Мытищах, его закончили к торжествам по случаю коронации Николая II. Это здание в неоклассическом стиле сохранилось, его мы можем увидеть и сегодня. Вокзал является памятником архитектуры регионального значения.
– Как повлияло появление железной дороги на развитие прилегающих к ней посёлков и городов?
– Если мы рассмотрим данный вопрос на примере Пушкино, то появление железной дороги и станции в 1862 году фактически предопределило судьбу будущего города, центральная часть которого сформировалась вскоре после начала движения поездов. Железная дорога оказала влияние и на масштабирование производственных процессов местных фабрик.
Вблизи станции Пушкино земля принадлежала Удельному ведомству. Её брали в долгосрочную аренду на 96 лет под дачное строительство. Так вблизи магистрали возник дачный посёлок, который в 1925 году стал городом Пушкино.
СИМВОЛЫ ПУШКИНО
– В этом году городу Пушкино исполняется 100 лет. Какие исторические здания, связанные с железной дорогой, сохранились?
– Сохранилось каменное здание железнодорожного вокзала и водонапорная башня. Долгое время считалось, что каменный вокзал построен в 1897 году. Однако удалось выяснить, что на самом деле он появился на 10 лет раньше – в 1887-м.
В документах Департамента железных дорог Министерства путей сообщения, которые хранятся в Российском государственном историческом архиве в Санкт-Петербурге, я нашла проект пассажирского здания на станции Пушкино Московско-Ярославской железной дороги, датированный 1887 годом.
Первое станционное здание было деревянным. Вероятно, его проект выполнил архитектор Матвей Юрьевич Левестам.
Через некоторое время деревянное здание заменили на двухэтажное кирпичное, собственно, то самое, что дошло до наших дней, только теперь кирпич скрыт под слоем штукатурки и краски.
– А какова история водонапорной башни?
– Башня – негласный символ нашего города. Считалось, что она построена в 1903 году, такой вывод сделал один краевед, якобы приникавший внутрь башни и видевший там чугунную отливку с датировкой «1903».
По проекту 1910 года водоснабжение станции Пушкино должно было осуществляться из реки Уча, протекающей в 1,5 км. В связи с увеличением количества поездов, проходящих через Пушкино, и была устроена новая система водоснабжения. Получается, наша башня построена не ранее 1911 года.
Для подтверждения описания устройства башни, которое зафиксировано в архивных документах, я решила во что бы то ни стало попасть внутрь сооружения. Благодаря разрешению ОАО «РЖД» это удалось. Зрелище было просто потрясающее. Внутри она выглядит полностью аутентично. Бак располагается под самой крышей. Судя по внешнему виду, он не менялся с момента её постройки, как и некоторые трубы, спускающиеся от бака на уровень земли. К резервуару вела винтовая лестница. Кстати, отливки «1903» я не нашла.